История ружья и револьвера.

история ружья

Одним из важных условий удачной охоты всегда была скорострельность. Если в эпоху луков быстрота стрельбы зависела от ловкости и тренированности стрелков, то с появлением огнестрельного оружия она стала определяться прежде всего его конструкцией.

Своим усовершенствованием ружье обязано скорее охотникам, чем воинам. В этом нет ничего удивительного — ведь армии нужны тысячи одинаковых ружей, а охотникам требовались разные. Поэтому все новые ружейные конструкции, как правило, сначала создавались для охотничьих ружей.

колесцовый замок

Фрагмент пистолета LUNTEN. На снимке изображен колесцовый замок пистолета. Кстати, данный экземпляр оценивается в 30 000 евро.

Главной проблемой конструирования ружей (после обеспечения безопасности стрелка) была скорострельность. Созданные в XVI в. колесцовые и кремнево-ударные системы воспламенения заряда положили начало качественно новому типу «автоматического» ружья, то есть ружья, стреляющего в любой момент после заряжения. Однако творческая мысль конструкторов не удовлетворилась этим достижением. Хотелось, чтобы ружье без перезаряжения стреляло несколько раз подряд. Решая эту задачу, мастера-оружейники создали различные типы многозарядных систем, однако в эпоху господства ручного труда их серийное производство было невозможно. Многозарядные ружья XVII—XVIII вв. так и остались для нас уникальными образцами ремесленного искусства и вещественным свидетельством достижений конструкторской мысли. Не боясь преувеличений, можно сказать, что в то время были заложены основы почти всех типов современных многозарядных систем. Сейчас небезынтересно ознакомиться с их историей. Оружие, сохранившееся в музейных коллекциях, предоставляет нам такую возможность.

многоствольный пистолет

На фотографии показан богато украшенный трехствольный пистолет boxlock. Рамка покрыта красивым черно-синим воронением. Металлические детали оружия покрыты позолотой. Рукоятка инкрустирована золотом и серебряной проволокой.

Первый путь повышения скорострельности ружья — увеличение числа стволов и, соответственно, количества зарядов. Естественно, что из двуствольного ружья можно выстрелить в два раза быстрее, чем из одноствольного, из трехствольного— в три раза, четырехствольного — еще быстрее. Оружейники поняли это очень скоро. Еще на заре появления огнестрельного оружия — в XV в. — делались примитивные многоствольные ручницы. Одна из них хранится в Эрмитаже. Четыре ствола смонтированы внутри переходящей в рукоять деревянной колоды, стянутой для прочности железными обручами. Чтобы воспламенить заряд, рукой подносили фитиль по очереди к запальному отверстию каждого ствола.

Когда было изобретено оружие с кремнево-ударным замком, конструкцию удалось улучшить. Неподвижные стволы заменили вращающимися на горизонтальной оси. Систему эту назвали револьверной, от латинского слова «револьвере», что значит «катить назад, возвращать». В XVII—XIX вв. такие ружья пользовались большой популярностью. Они были удобны — достаточно один раз зарядить ружье, и можно стрелять несколько раз подряд. Стволы поворачивали рукой и закрепляли специальной защелкой. Усовершенствованные кремневые системы имели к тому же на каждом стволе свою затравочную полку с огнивом.

трехствольное ружье

Трехствольный палач от фирмы Chiappa Firearms под названием «Тройная Корона» или «Тройная угроза».

С изобретением капсюля такие ружья получили еще большее распространение. Чаще всего изготавливали трех- и четырехствольные ружья; встречались и шестиствольные. Подобное ружье, например, было изготовлено мастером Бадером из Мюнхена в середине XIX в. Известный русский охотник и оружиевед С. И. Романов писал (1877 г.) об этом ружье: «К сожалению, ружье чересчур тяжело и вследствие этого скоро утомляло руки, что в свою очередь было причиною промахов. Добавим к этому, что оно… не могло иметь антабок, поэтому к нему нельзя было прицепить погона и надо было таскать его или на руках, или на плече. Глядя на прекрасную работу стволов и на их превосходный бой, мы невольно думали о том, какие три великолепные двустволки могли бы выйти из них».

пистолет мариетта

Капсюльный револьвер системы французского конструктора Мариэтта с 18-ти стволами

Многоствольность увеличивала вес, и поэтому шестистволки были, конечно, пределом. Этого нельзя сказать о более коротком оружии, о револьверах, в том числе и охотничьих. Например, известен капсюльный револьвер системы французского конструктора Мариэтта с 18-ти стволами. Проблему веса без ущерба для скорострельности остроумно решил неизвестный мастер. К единственному стволу он присоединил в казенной части несколько маленьких «стволиков» в едином блоке. Так появилась барабанная система, которая сохранилась до наших дней в револьвере. Это было одно из тех открытий, которые надолго определяют путь развития механизмов.

Русские умельцы очень скоро освоили эту прогрессивную систему. Уже в начале XVII в. талантливый оружейник и конструктор Оружейной палаты Первуша Исаев сделал барабанные пищаль и пистолет. В фондах Исторического музея хранится барабанное ружье работы неизвестного немецкого мастера с датой 1629 г. В казенной части его ствола размещается барабан с пятью короткими стволиками-каморами, каждый из которых имеет свое запальное отверстие и закрывается крышкой. Заряд воспламенялся ударно-кремниевым замком старинной конструкции. Барабан заряжался заранее, на полку каждой каморы помещали затравочный порох, а чтобы он не ссыпался, полку закрывали крышкой. Теперь достаточно было перед каждым выстрелом только взвести курок, провернуть рукой барабан и отодвинуть крышку полки. И так пять раз подряд.

барабанное ружье

Барабанные ружья изготавливались в XVIII и XIX вв. Преимущество их перед многостволками очевидно, и недаром в 1836 г. эту систему использовал в своем капсюльном ружье известный американский конструктор Самюэль Кольт. Его ружье пользовалось огромной популярностью среди охотников не только Америки, но и Европы. В 1855 г. Кольт усовершенствовал эту систему, объединив взведение курка с поворотом барабана. Свое ружье он выпускал с различным количеством камор в барабане (от пяти до восьми) и разных калибров — 34, 44, 56, 69 (соответственно 8,4; 11,2; 14,2 и 17,5 мм).

Барабанная система, решая проблему не только скорострельности, но и казнозарядности, была выгодна для нарезного оружия. В эпоху заряжавшихся с дула барабанные ружья были удобнее: в них не нужно было сыпать в ствол порох и прогонять через него шомполом пулю. Но, чтобы предотвратить прорыв пороховых газов, они требовали точной подгонки барабана к стволу. Ручное мануфактурное производство могло обеспечить такую точность только в немногих, как бы сейчас сказали, «штучных» ружьях.

Револьверные ружья Кольта использовались не только как охотничьи, но и как военные в кавалерии. Особенно широко применяли их в гражданской войне Севера и Юга (1861—1865 гг.). Но совсем заменить однозарядное военное ружье того времени эта многозарядка не могла: пехотное ружье требовало более мощного патрона.

Верхом достижений мануфактурного производства можно считать магазинные ружья XVII в. Идея специального магазина для хранения нескольких зарядов была известна со времен арбалетов. Но чтобы сконструировать безопасную магазинную систему ружья, нужно было преодолеть много препятствий.

Не следует забывать, что вплоть до середины XIX в. не было патрона, объединяющего в себе заряд пороха и пулю. Отдельно насыпали порох в ствол, отдельно загоняли пулю и пыж, отдельно сыпали затравочный порох на полку. Лишь в первой половине XIX в. появился капсюль, надевавшийся на брандтрубку. Охотник носил с собой пороховницу с порохом для основного заряда, малую пороховницу с затравочным порохом («натруску»), а в XIX в.— пистонницу (для капсюлей) и мешочек с пулями. Со второй половины XVII в. появились прототипы современных патронов — бумажные кулечки с порохом и пулей. Но все равно перед заряжением такой «патрон» разрывали и порох засыпали отдельно, а потом забивали пулю. Особенно это было неудобно для нарезного ружья, в которое пулю, обернутую кожаным пластырем, забивали специальной колотушкой, ударяя ею по концу шомпола. Как и барабанная, магазинная система ружей устраняла это затруднение, поскольку заряжали их с казенной части ствола.

история ружья

Первым шагом на пути к созданию современного патрона были каморные системы. Ранний образец такого ружья — карабины второй половины XVI в. с колесным замком. Вручную выковывали и сваривали железную отъемную камору, в которую помещали пороховой заряд и пулю. Затем такую камору-патрон вставляли в ствол с казенной части и запирали мощной крышкой. При этом требовалась точная фиксация патрона, чтобы его запальное отверстие совпадало с отверстием, выходящим к затравочной полке. Такие ружья и пистолеты с разными способами доступа к казеннику ствола делали с XVII по первую половину XIX в. Они были достаточно удобны, так как, имея значительный запас камор-патронов, стрелок мог их быстро менять. Невозможность применения такого оружия в военном деле объясняется его дороговизной.

Казалось бы, такие патроны можно было применять для магазинного ружья, но они были слишком тяжелы, изготовление их было ограничено, и подходили они только к конкретному ружью. Мануфактурное оружейное производство не могло решить задачу выпуска серийных единообразных патронов. Да и материала подходящего тогда не было — прокат латуни освоили лишь в середине XIX в. Поэтому конструкторы XVII столетия пошли по иному пути, создавая новую магазинную систему. В основу ее было положено ружье, имевшее отдельные магазины для пороха, пуль и затравочного пороха. Создателями ружья подобного типа считаются итальянские мастера середины XVII в. Михаэль Лоренцони из Флоренции и Доменико Берселли из Болоньи. В Историческом музее есть магазинное ружье середины XVII в. с надписью «Сделал Берселли», а всего в мире сохранилось немногим более двух десятков ружей этого мастера.

пистолет полина

Название: револьвер кремневый шестизарядный
Место создания: Россия
Мастер: Полин, Иван. 1750-1800
Время создания: около 1790 г.
Школа/Центр производства: Тула

Разберем подобную магазинную конструкцию на примере пары пистолетов работы тульского мастера Ивана Полина. Пистолеты были изготовлены в 1782 г., очевидно, для особ царского двора. При изготовлении их талантливый русский мастер внес и некоторые усовершенствования. В пистолете предусмотрены три магазина — два в рукояти (для пороха и пуль) и один под полкой (для затравочного пороха). Заряжали пистолет специальным, находившимся с левой стороны рычагом. При опущенном вниз стволе доза пороха и пуля переходили из своих магазинов в малые промежуточные магазины, расположенные в бронзовой втулке сзади ствола. Движением рычага втулка поворачивалась, пуля из втулки перекатывалась в ствол, а захваченная втулкой доза пороха становилась за ней. При повороте рычага, одновременно с заряжанием ствола пулей и порохом, захватывался и порох из затравочного магазина, подводился под огниво взвод курка — и пистолет был готов к выстрелу. Пистолеты Полина позволяли сделать шесть выстрелов подряд. Но для системы Берселли — Лоренцони это был не предел: пистолет немецкой работы из фонда Государственного Исторического музея рассчитан на 15 выстрелов!

ружье кальтхофа

Конкретно это ружье было семизарядное, другие экземпляры могли отличаться. Кальтхофф начал работать как оружейник в 1628 году, закончил свою деятельность в 1665, став бургомистром Детрехта.
Ружье на картинке изготовлено в 1660 году и хранится в Виндзоре.

Разрабатывались и другие, не менее хитроумные магазинные конструкции. Системой, какой-то степени предвосхитившей идею современного магазина для патронов, можно считать систему Петера Кальтхофа. Когда в последней четверти XIX в. дискутировался вопрос о том, какой тип магазина — подствольный, срединный или в прикладе — считать наилучшим, оружейники пришли к единодушному решению, что срединный магазин целесообразней, поскольку он не нарушает баланса ружья.

Петер Кальтхоф понял это еще в середине XVII в. В его системе были отдельные магазины для пороха и пуль, но расположены они были под замком, в середине ружья. Устроено ружье Кальтхофа сложнее, чем система Берселли— Лоренцони, так как имеет больше деталей, часто выходивших из строя, но принцип действия сходный. Свою первую модель Кальтхоф сделал в 1645—1646 гг. Сейчас она находится в музее Копенгагена. Два других ружья он изготовил в 1646 г. для датского короля Фредерика III. Несколько позднее часть стрелков королевской гвардии была вооружена ружьями системы Кальтхофа, и, вероятно, эти ружья использовались в шведско-датских войнах 1658—1660 и 1675—1679 гг. Сложный механизм ружья не позволял изготавливать эту систему в больших количествах для военных целей. Ружья для датской гвардии были опытной партией. Однако оружейники семьи Кальтхоф изготавливали их на протяжении более чем полувека. Эти ружья стоили очень дорого и предназначались для высокопоставленных особ, о чем свидетельствует ружье, хранящееся в Государственном Эрмитаже. Оно украшено гравировкой и резьбой, на замочной личине — герб Франции под короной, а на затыльнике портрет короля Людовика XIV. На ружье вырезана гордая надпись: «Я стреляю пятнадцать раз подряд…». Ружье было изготовлено в 1700—1710 гг.

Опытные системы казнозарядных, револьверных и магазинных ружей XVII—XVIII вв. имели существенное значение для последующих оружейников. Идеи, заложенные в этих образцах, были воплощены ими на уровне машинного производства и получили массовое распространение в XX в. Унитарный патрон, револьверный барабан, срединный магазин — все это неотъемлемые части современных образцов охотничьего и военного оружия.

[Всего голосов: 3 В среднем оценка: 3.7]

Зодчий Барт

Заведую сайтом DomHunt.ru. Собираю по крупицам интересные и полезные статьи об охоте, рыбалке, растениях и природе в целом. Буду вопросы - обращайтесь, я тут рядом.

Похожее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

6 658 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

x